ДЕДЛАЙН И Я
Среди айтишников не принято говорить о таком, но по-любому все мы смотрели фильм «Пароль «Рыба-меч» и пошли в ИТ, потому что герой Хью Джекмана очень здорово писал код в нотпаде, хакая какую-то крутую систему за полторы минуты под дулом пистолета (а не из-за того, что с ним в этот момент делала блондинка, совсем нет). Потом, конечно, были как приятные сюрпризы, например, что не нужно писать код в блокноте, так и не совсем - блондинки в комплекте к проекту не предусмотрены.
Шло время, мы росли. Росли наши знания (не всегда), зарплата (не всегда) и комплексы (всегда), объем и разнообразие выполняемых задач (всегда). В одно прекрасное утро мы обнаружили себя сениорами, менеджерами, директорами, пенсионерами с гипертонией и просто хорошими специалистами (не все), которые могут всё (не всё).
Время снова шло и, спустя еще не одно прекрасное утро, пришло понимание (истерика), что в последнее время вы ничего не успеваете (всех ненавидите), хотя много (всё) времени проводите на работе.
- Если к вам приходит кто-то с вопросом “а можешь <вставить нужное>?” а, вы искренне желаете, чтобы просящий сдох в адских муках, ну или хотя бы сильно покалечился.
- Если вы уже в течение нескольких недель или даже месяцев обнаруживаете себя на работе в 9 вечера: “<нецензурная брань> , я ж ничего не успел!!!!”
- Если каждый понедельник вы просыпаетесь с мыслью “опять это всё, за что мне всё это... помогите…”
- У вас постоянно горит (и горит вообще не желание).
- Ничего не успеваете, потому что вылезает куча всего непредвиденного.
- Перспектива работы смотрителем маяка где-то на побережье Гренландии выглядит не так уж и плохо.
Если все это про вас, поздравляем, у вас недопланированность в терминальной стадии (ну или вы просто ленивая медленная жопа).
И как я до этого дошел?
- задаете вы себе вопрос (само собой, предварительно обвиняя в ваших проблемах злого начальника или мало работающих коллег).
На самом деле, очень просто, ногами.
С одной стороны, когда вы были маленькими ИТ-шниками, основной задачей было, например, писать код, и вы с ней прекрасно (скорее всего) справлялись. С ростом разумности происходящего, к этой задаче прибавились еще и условно второстепенные: обучение джунов, написание статей, подсчет какой-то неведомой фигни. Но на уровне рефлексов вы и ваше разумное доброе вечное всё еще просто девелопер/QAшник/еще кто-то, а значит, согласно теории Зигмунда Фрейда, хотите программировать/тестировать/делать еще что-то на подсознательном уровне. А всё остальное - оно как бы работа, но не работа.
С другой стороны, вы же крутой специалист, а крутой специалист работает хорошо и быстро, и, конечно же (кто бы сомневался), успевает (нет) сделать не только работу, но и всю эту быструю-буквально-5ти-минутную «недоработу».
А что в результате? Недооцененная работа с заведомо пониженным приоритетом, которую нужно делать регулярно и «счастливый» вы в состоянии постоянного искусственного дедлайна.
Что такое состояние искусственного дедлайна?
Это стиль жизни людей, находящихся на пороге
эмоционального выгорания и последующего
корпоративного суицида.
Автор: Я.
Это когда вы берете себе много-много задач и обещаете всем (маме, другу, начальнику, собственному коту) всё успеть сделать в заданный период времени (через час/ сегодня/ до вечера/ к понедельнику/ второму пришествию).
Происходит это в среднем по двум причинам:
- Вы думаете, что у вас не так уж и много задач (ха-ха) и можно сделать что-то еще.
- Задач у вас было нормальненько, но в течении рабочей недели к вам постоянно приходят данайцы и приносят дары в виде дополнительной загрузки. Вы ее берете и не сдвигаете остальные задачи в графике, потому что «ну а чо, тут делов-то на полчасика» (еще раз ха-ха).
Как результат, необходимость выдержать сроки, которые вы сами себе поставили, и не ударить в грязь не только лицом, но и другими критически важными частями тела, создает вам ощущение близости конца (и вашего и срока выполнения задачи). И в этом дедлайне виноваты только вы, и поэтому он не совсем настоящий. Поздравляем, вы в секте имени Искусственного дедлайна.
В таком режиме времени на рефлексию “почему я все время не успеваю” не остается (ну есть и плюс - на депрессию, семейные ссоры и эмоциональное реагирование больше нет сил), дедлайн переходит в перманентное состояние.
И, вроде, делайн бывает у всех, и чего бы тут страшного… Но состояние дедлайна, как состояние гипоксии, если задержать дыхание на минуту, пока ныряешь, еще как-то ок, но если не дышать час, то всплывете уже не сами. А, как известно, мертвенькие люди не очень-то мотивированные и эффективные работники и, в целом, предпочитают плыть куда несет, зацепившись за корягу, или лежать на дне, покрываясь илом.
И что мне с этим делать?
Попытка решить старую проблему - первый шаг на пути к созданию новой проблемы (слишком тонкий юмор). Сейчас постараемся понять, где взять ресурсы, чтобы освободить себе достаточно времени для этого:
- На что я трачу время. Помним, что недооценивали объем времени, который занимает остальная активность, поэтому задачи нужно оценить. Для этого нужно банально (и честно) выписывать куда-то, что и сколько времени вы делали.
- В рабочем дне 8 часов. Важно осознать, что рабочий день, в отличии от Москвы, не резиновый и впихать 26ч задач в 8ч времени не очень тривиальная задача, поэтому нужно спокойно относиться к тому, что вы не можете сделать вообще всё, и вам за это не должно быть стыдно.
- Работа не закончится. Второе важно понимание - работа не закончится никогда, и мысль о том, что вы сейчас потерпите недельку, всё сделаете, а потом можно будет не делать ничего целый месяц - ничто иное, как когнитивное искажение.
- Заведите электронный ежедневник. Раскладывайте все свои дела на визуальный календарь. Важно, чтобы у вас была наглядная картина загрузки - простой список дел ее не дает. Электронный - потому что доступ нужен всегда и со всех устройств (вы можете использовать стандартный календарь вашей ОС или шаблон ежедневника в Гугл таблицах).
- Начинайте планировать в конце недели. Выделите себе время на планирование следующего периода в конце недели. Это поможет начинать неделю с понятного плана.
- Планируйте на одну неделю. В долгосрочном планировании для вас может быть слишком много неизвестных. Сначала нужно научиться жить в рамках короткого плана, после получения этого навыка можно переходить к стратегии и планам на месяцы и кварталы.
И что, теперь я буду счастлив?
Да, конечно (сарказм). Воскреснет Ленин, наступит коммунизм, птички будут писать за вас отчеты.
На самом деле, в мире еще много всего написано про тайм-менеджмент и планирование. Возможно, после прочтения этого, вы на полгода увязните в штудирование методологической литературы. И, возможно, это даст новые методики и инструменты для планирования вашего времени, но все они требуют наличия одного качества - дисциплины (и тут к вам приходит осознание того, что счастье действительно не наступит).
Если вы на регулярной основе (хотя бы пару месяцев) будете следовать предложенным правилам планирования, то у вашего мозга сформируется привычка примерного оценивания объема времени на второстепенную «неработу». Вы сможете потом гораздо быстрее планировать рабочее время и использовать запасы времени по назначению (как жир зимой при недостатке пищи, если каннибализм вам не нравится).
А если вы к тому же будете ретроспективно замерять объем и качество работ, и увидите, как показатели повышаются в процессе, то мозг более не сможет отрицать эффективность данного действия (“Дрессировка: позитивное закрепление”, часть 1 глава 2).
И тогда наступит (или нет) счастье и допланированность.